Задачи:
1. Газета регулярно печатает еженедельные программы
телепередач известных телеканалов. Один из каналов предъявил иск в суд с
требованием прекратить перепечатку его еженедельных программ и взыскать с
газеты компенсацию за нарушение авторских прав.
Какие
требования предъявляются законодательством к объектам авторского права?
Является ли еженедельная программа телепередач произведением? Нарушены ли в
рассматриваемой ситуации авторские права, о которых заявил телеканал?
Программа телепередач по сути не является произведением,
так как не подпадает под Статью 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Публикуемая в газете телевизионная программа является информацией, в которой
сообщается о событиях: что и когда будет показано по телеканалу. Следовательно,
на нее авторское право не распространится и предъявление телеканалом иска
газете является неправомерным.
2. Свидетель сфотографировал произошедшее
дорожно-транспортное происшествие и поместил фотографию с его изображением в
сети Интернет. Позже эта фотография появилась на рекламном щите ресторана,
возле которого произошло дорожно-транспортное происшествие, с надписью,
рекламирующей данный ресторан. С автором фотографии это согласовано не было.
Будут ли в
рассматриваемой ситуации нарушены права автора фотографии? Если да, то какие?
Пункт 5 Ст. 6 Закона «Об авторском праве и смежных
правах» гласит, что фотография является объектом авторского права. Согласно п. 2
Ст. 55 закона не допускается и
признается нарушением авторского права импорт произведения в целях его
распространения, сообщения для
всеобщего сведения без разрешения автора. За эти действия п. 3 Ст. 55 предусмотрена
ответственность, установленная законодательными актами Республики Беларусь.
3. Организация телевизионного вещания обратилась к театрально-зрелищной
организации с просьбой осуществить съемку спектаклей, включенных в ее
репертуар. Цель съемки – последующий показ этих спектаклей в полном объеме в
телевизионном эфире.
Какие объекты
права интеллектуальной собственности планирует использовать организация
телевизионного вещания? Каким способом?
Является ли
организация телевизионного вещания субъектом права интеллектуальной
собственности? Какие права, в отношении какого объекта ей принадлежат?
Будет ли
правомерным показ спектаклей в телевизионном эфире, при условии, что он осуществляется
без заключения договоров с авторами и режиссерами-постановщиками спектаклей?
Организация, занимающаяся телевещанием, намерена использовать
аудиовизуальные, музыкальные, литературные, драматические произведения, а также произведения хореографии. Субъектами права
интеллектуальной собственности являются авторы и режиссеры-постановщики
спектаклей. Организация телевизионного вещания является субъектом смежных прав.
Ей принадлежит исключительное право
на передачу (использовать передачу по своему усмотрению в любой форме и любым
способом), а также на получение вознаграждения
за каждый способ использования передачи третьими лицами (Ст. 29 Закона «Об
авторском праве и смежных правах»). Показ
спектаклей в телевизионном эфире без заключения договоров с авторами и
режиссерами-постановщиками спектаклей является неправомерным.
4. Малоизвестная вокально-инструментальная группа приняла
участие в конкурсе молодых талантов, где она заняла первое место. Конкурс
транслировался по телевидению.
По условиям конкурса, опубликованным в печатных
средствах массовой информации, победитель предоставлял его организаторам право
использовать свою песню, ее исполнение и запись исполнения всеми способами,
предусмотренными законодательством.
После конкурса песня победителя две недели
передавалась в эфир местной радиостанцией, которая являлась информационным
спонсором конкурса. А после этого отрывок песни в исполнении группы стал
«визитной карточкой» данной радиостанции.
У победителя в связи с этим возник вопрос.
Является ли
правомерным использование радиостанцией исполнения песни и его записи,
созданной участниками группы? Имели ли право организаторы конкурса передать
фонограмму исполнения радиостанции?
Между участниками группы и организаторами была
договоренность о праве на использование песни, ее исполнение и запись
исполнения всеми способами, предусмотренными законодательством. Таким образом организаторы
имели право передать фонограмму радиостанции. Организация эфирного или кабельного вещания может
использовать передачу по своему усмотрению в любой форме и любым способом (исключительное право на передачу, Ст.
29 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
5. Театрально-зрелищная организация заключила с
фотографом договор, в соответствии с которым он принял на себя обязательство в
согласованный срок создать серию фотографических произведений, содержащих
изображения сцен из спектаклей, включенных в репертуар данной организации, и
передать их ей на цифровом носителе. Театрально-зрелищная организация приняла
на себя обязательство обеспечить фотографу доступ на все фотографируемые
спектакли и оплатить созданные фотографические произведения в порядке,
предусмотренном договором.
К какому виду
договоров относится договор, описанный в задаче? Обеспечивает ли его заключение
передачу имущественных прав на созданные фотографические произведения от их
автора к театрально-зрелищной организации?
Назовите вид
договора, опосредующего отношения по поводу создания результата
интеллектуальной деятельности и предоставления права его использования, его
предмет, существенные условия.
Здесь идет речь о договоре создания и
использования объекта авторского права (Ст. 46 Закона «Об авторском
праве и смежных правах»). По нему
имущественные права на созданные фотографические произведения не переходят от
их автора к театрально-зрелищной организации. Авторский договор опосредует отношения
по поводу создания результата интеллектуальной деятельности и предоставления
права его использования. В нем должны быть
предусмотрены конкретные способы использования произведения, предусматриваться
размер авторского вознаграждения. В таком договоре могут отсутствовать условия
о сроке его действия и о территории, на которой допускается использование
произведения. Если в авторском договоре о воспроизведении произведения
авторское вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре
должно быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров
произведения. Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на
заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля
от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат
должен выплачивать автору.
6. Автор передал в редакцию профессионального журнала
статью для ее последующего опубликования. Через некоторое время статья вышла из
печати. При этом, как выяснилось, редакцией в нее были внесены изменения,
которые существенным образом исказили ее смысл, тем самым заставили коллег
автора усомниться в уровне его профессионализма. С автором изменения
согласованы не были. Авторский договор был заключен в устной форме.
Были ли
нарушены права автора в описанной ситуации? Какие меры может принять автор для
защиты своих прав?
Правки не были согласованы с автором, а значит его
права были нарушены. Для защиты своих прав автор может обратиться в суд.
Несмотря на то, что договор был заключен устно, он может доказать свою правоту,
к примеру, предоставив суду распечатку отправленного с электронной почты в
редакцию письма с текстом статьи.
7. Организация телевизионного вещания обратилась к
театрально-зрелищной организации с просьбой осуществить съемку спектаклей,
включенных в ее репертуар. Цель – последующий показ этих спектаклей в полном
объеме в телевизионном эфире.
Назовите договор
(договоры), который должен быть заключен (которые должны быть заключены) в
рассматриваемой ситуации, если:
исключительные
права на все используемые при показе спектаклей произведения и исполнения
принадлежат театрально-зрелищной организации;
исключительные
права на используемые при показе спектаклей произведения и исполнения
принадлежат их авторам.
Назовите
существенные условия этих договоров, форму, в которой они должны быть
заключены. Охарактеризуйте их возможные виды. Сформулируйте предметы указанных
договоров.
Организация
телевизионного вещания должна заключить лицензионный договор с театрально-зрелищной
организацией и авторский договор с авторами произведений, по которым поставлены
спектакли. Лицензионный договор
должен содержать условия о сроке его действия и предполагается возмездным.
Лицензиат (организация телевизионного вещания) вправе предоставить другим лицам право использовать съемку
лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным договором, и в
пределах полномочий, предоставленных лицензиату этим договором. Лицензионный
договор должен быть заключен в письменной форме. В авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы
использования произведения. Если авторский договор является возмездным, в нем
должны предусматриваться размер авторского вознаграждения или порядок
определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования
произведения, порядок и сроки его выплаты. При отсутствии в авторском
договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут
автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет
письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора.
Если в авторском договоре о воспроизведении произведения авторское
вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должно
быть установлено максимальное количество воспроизводимых экземпляров
произведения. Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на
заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля
от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат
должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за
использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения,
которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ
использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если
иное прямо не предусмотрено авторским договором. Авторский
договор может быть заключен в устной форме.
Лицензионный договор
может быть двух видов: исключительной
лицензии и простой лицензии. В первом случае лицензиар (театрально-зрелищная
организация) предоставляет лицензиату (организации телевещания) право
использования съемки определенным способом в пределах, установленных договором.
При этом лицензиар не имеет права использовать и разрешать другим лицам
использование съемки в части, предоставленной лицензиату, но сохраняет право
использовать и разрешать другим лицам использование съемки в части, которая не
предоставлена лицензиату. По договору простой
лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования съемки с
сохранением за лицензиаром права ее использования и права выдачи лицензии
другим лицам.
Предмет лицензионного договора – телевизионная
съемка, авторского – произведение, по которому поставлен спектакль.
8. Программист создал компьютерную программу, позволяющую
повысить эффективность системы контроля совершения банковских операций, и предложил
приобрести ее одному из известных банков. Рассмотрев предложение, банк решил
приобрести компьютерную программу, но на условиях, исключающих возможность ее
использования, как самим программистом, так и третьими лицами в течение всего
срока ее охраны на любой территории.
Определите
вид договора, наиболее подходящего в рассматриваемой ситуации. Назовите его
предмет, существенные условия, форму, в которой он должен быть заключен.
Сформулируйте
признаки, которые отличают данный вид договора от иных договоров в сфере
оборота исключительных прав.
Должен
быть заключен договор уступки исключительного права. Предмет договора – компьютерная программа. Существенные условия договора:
договор уступки исключительного права должен
содержать условие о размере вознаграждения или о порядке его определения либо
прямое указание на безвозмездность, уступленными
считаются только те права, которые ясно указаны в договоре, не могут уступаться
права на еще не созданное произведение. Договор уступки исключительного
права заключается в письменной форме. Основное
отличие договора уступки исключительных авторских прав от других видов сделок в
отношении этих прав, в частности от авторского договора, в возможной
бессрочности договора уступки. Однако бессрочность договора предполагает и
бессрочность обязательственных отношений в рамках договора, что возможно и в
рамках авторского договора, поэтому принципиальное отличие состоит не столько в
бессрочности перехода исключительного авторского права при его уступке, сколько
в его безвозвратности.
9. Театрально-зрелищная организация – резидент
Республики Беларусь – осуществила постановку пьесы, автором которой является
гражданин Финляндии. В целях постановки пьесу необходимо было перевести на
русский язык. Для этого ее текст был взят из периодического издания. Договор с
автором пьесы, разрешающий ее перевод, постановку и последующее публичное
исполнение, театрально-зрелищная организация не заключила.
О каком объекте права интеллектуальной собственности
идет речь в задаче? Кто является обладателем прав на описанный объект? Какие
права ему принадлежат? Являются ли данные права нарушенными? Если да, то в
какой части?
В какой форме может осуществляться защита прав,
нарушенных действиями, описанными в задаче? В каком порядке они могут защищаться?
Какие способы защиты могут быть применены в описанной ситуации?
Речь идет о
драматическом произведении (пьесе). Обладателем прав на него является его автор
– гражданин Финляндии. Ему принадлежат имущественные и неимущественные
авторские права на произведение. Театрально-зрелищная организация нарушила эти права
автора, поскольку не заключила с ним договор, разрешающий перевод пьесы, ее
постановку и последующее публичное исполнение (Ст. 15-16 Закона «Об авторском праве и смежных
правах»). Защита нарушенных прав может осуществляться в юрисдикционной форме
(Ст. 56 Закона) в специальном порядке. Пункт 2 Статьи 56 закона позволяет автору на
свой выбор требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты
компенсации в размере от десяти до пятидесяти тысяч базовых величин,
определяемом судом с учетом характера нарушения. Компенсация подлежит взысканию
в случае доказанности факта нарушения исключительного права на объект
авторского права или смежных прав. При этом автор или иной правообладатель
освобождаются от доказывания размера причиненных этим нарушением убытков.
10. Организация, специализирующаяся на производстве и
реализации косметических средств, обнаружила, что на рынке появились крема для
подростковой кожи другого производителя в упаковках, схожих до степени смешения
с упаковками их собственной продукции, дизайн которых защищен действующим
патентом Республики Беларусь.
После обращения к производителю крема для подростковой
кожи выяснилось, что упаковка данного крема зарегистрирована им в качестве объемного
товарного знака, о чем ему выдано свидетельство Республики Беларусь.
Дата приоритета объекта, защищенного патентом, − 15
мая 2007 года; дата приоритета товарного знака – 28 августа 2008 года.
О каком объекте права интеллектуальной собственности идет
речь в задаче? Кто является обладателем прав на описанный объект? Какие права
ему принадлежат? Являются ли данные права нарушенными? Если да, то в какой
части?
В какой форме может осуществляться защита прав,
нарушенных действиями, описанными в задаче? В каком порядке они могут
защищаться? Какие способы защиты могут быть применены в описанной ситуации?
Здесь идет речь о полезной
модели промышленного образца. Обладателем
прав на этот объект является организация, специализирующаяся на производстве и
реализации косметических средств. Она является патентообладателем и имеет
исключительные права на крем. Ее права нарушил производитель крема для подростковой кожи, который
использовал для фасовки своего крема похожую упоковку. Защита нарушенных прав может осуществляться в
юрисдикционной форме в общем порядке. Нарушение
исключительных прав патентообладателя влечет за собой ответственность в
соответствии с законодательством (Пункт 1 Ст. 41 Закона «О патентах на изобретения,
полезные модели, промышленные образцы». Организация, специализирующаяся на производстве и реализации
косметических средств, может использовать следующие
способы защиты: пресечение действий,
нарушающих право, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация
морального вреда.
Я хочу поделиться свидетельством о том, как г-н Бенджамин помог мне с займом в 2 000 000,00 долларов США для финансирования моего проекта фермы по выращиванию марихуаны, я очень благодарен и пообещал поделиться этой законной финансирующей компанией с любым, кто ищет способ расширить свой бизнес-проект. .финансирующая компания. Любой, кто ищет финансовую поддержку, должен связаться с ними по адресу lfdsloans@outlook.com. Г-н Бенджамин также работает на WhatsApp 1-989-394-3740, чтобы облегчить задачу любому заявителю.
ОтветитьУдалить